«Шерлок», четвертый сезон. Дедукция на втором плане
«Шерлок», четвертый сезон. Дедукция на втором плане
С выхода повести «Этюд в багровых тонах», где впервые появился мастер дедукции по имени Шерлок Холмс, прошло сто тридцать лет. Однако персонажи книг сэра Артура Конан Дойла настолько полюбились кинематографистам, что количество экранизаций этих историй давно преодолело отметку в две сотни. В 2010 году мир познакомился с радикально ревизионистским прочтением классики. В январе 2017 года вышел четвертый сезон популярного британского шоу «Шерлок» (Sherlock).
Джон Ватсон женился и теперь живет вместе со своей супругой Мэри. Пара растит маленькую дочку Рози. Что же до Шерлока Холмса, он остался жить на Бейкер-стрит и расследует преступления в одиночку. Однако таинственная гибель одного молодого человека выводит его на другое дело, куда более запутанное и опасное. И сыщик вынужден вмешаться в налаженный быт друзей, ведь речь идет о прошлом Мэри. Так Холмс и Ватсон оказываются втянутыми в непростую историю, в которой им придется победить и проиграть, найти и потерять…
Первые два сезона сериала были просто глотком свежего воздуха — именно такого шоу в тот момент катастрофически не хватало. Третий был принят прохладнее — из-за большого перерыва между сезонами и излишнего заигрывания со зрителем. Но уже специальный рождественский эпизод «Безобразная невеста», вышедший год назад, продемонстрировал, что авторам драмы еще есть что сказать. И четвертым они сказали!
Марк Гейтисс и Стивен Моффат прекрасно понимали, что главных героев необходимо развивать. Причем не ментально, придумывая для них все более запутанные дела, а духовно. Дуэт вечно отстраненного Холмса и душки Ватсона в начале сериала притягивал своей невозможностью. Однако одним и тем же трюком притязательного зрителя долго удивлять не получится. Необходимо было вывести на первый план другого героя, который до этого был на втором. А именно — дружбу протагонистов. Ведь симбиоз — неотъемлемая часть реальной жизни: близкие люди очень быстро начинают влиять друг на друга. Углубиться в непростые взаимоотношения двух героев, взглянуть на них с разных ракурсов, а главное, проверить на прочность довольно жестокими и изощренными способами — на такую зыбкую почву создатели сериала в этот раз и поставили своих героев.
Поставили и не прогадали. Каждая вторая сцена — это выверенная до миллиметра проверка той самой почвы под ногами, игра на эмоциях зрителей и обман ожиданий со знаком «плюс». Камбербэтч и Фриман разыгрывают заданную партию блестяще — их любовь к собственным персонажам и удовольствие от смены курса чувствуется постоянно. Чего только стоит сцена, когда Ватсон и Лестрейд говорят о детях — капризных и несамостоятельных. Сможет ли гениальный сыщик уловить элементарный сарказм? Хватит ли ему «чертогов разума», чтобы вместить туда понятие дружбы? Явление такое простое для всех, но для поклонника рациональности совершенно нелогичное, и оттого сложное.
Помогают раскрывать героев «не вширь, а вглубь» и антагонисты сезона. Для того, чтобы увеличить нагрузку как умственную, так и эмоциональную, авторы вводят тех, кто может дать задачку посложнее и ударить побольнее. Злые гении, присутствующие в новых эпизодах, традиционно хитры и коварны. Отдельно стоит отметить мастера перевоплощения Тоби Джонса, чей герой со всех экранов заявляет о своем намерении совершить убийство. Не обошелся четвертый сезон и без преступного гения Джеймса Мориарти, гибель которого зритель видел в конце второго.
Но все это отходит на второй план, когда каждое новое дело становится вызовом преданности Холмса и Ватсона друг другу. Как говорится, чтобы показать человеку свое доверие, нужно дать ему в руки нож и повернуться к нему спиной. Волей сценаристов несколько раз главные герои оказываются в такой ситуации. Только вместо ножей у них пистолеты или, что намного опаснее, эмоции, которые могут затуманить взгляд. Режиссеры заставляют напряжение расти с каждым эпизодом, хрупкий мостик дружбы скрипит и в любой момент готов рухнуть, погубив обоих. После первой же серии сезона становится ясно: шутки кончились. А финал расставляет все по местам честно и однозначно. Это та самая точка невозврата, после которой уже ничего не будет как раньше.
Словом, смена акцента в новом сезоне выгодно отличает его от всех предыдущих. Погружая героев в мрачную атмосферу самокопания и сомнений, сценаристы показывают себя и одаренными психологами. Как по отношению к героям, так и по отношению к зрителям. Вовремя проведя сеанс психоанализа, они поняли, что нужно тем, кто находится по другую сторону экрана. Поняли и дали им это, а заодно и немало пищи для размышлений.
Четвертый сезон можно сравнить с героем, чье имя стоит в названии. Вначале он привлекал своей неприступностью и отчужденностью. Однако, по законам жизни, все то, что сперва манит, впоследствии приедается и вызывает отторжение. Чтобы этого не произошло с их шоу, Гейтисс и Моффат сменили акцент повествования, сохранив при этом привычную нам атрибутику. И сделали это настолько искусно, что заслужили только аплодисментов!
Джон Ватсон женился и теперь живет вместе со своей супругой Мэри. Пара растит маленькую дочку Рози. Что же до Шерлока Холмса, он остался жить на Бейкер-стрит и расследует преступления в одиночку. Однако таинственная гибель одного молодого человека выводит его на другое дело, куда более запутанное и опасное. И сыщик вынужден вмешаться в налаженный быт друзей, ведь речь идет о прошлом Мэри. Так Холмс и Ватсон оказываются втянутыми в непростую историю, в которой им придется победить и проиграть, найти и потерять…
Первые два сезона сериала были просто глотком свежего воздуха — именно такого шоу в тот момент катастрофически не хватало. Третий был принят прохладнее — из-за большого перерыва между сезонами и излишнего заигрывания со зрителем. Но уже специальный рождественский эпизод «Безобразная невеста», вышедший год назад, продемонстрировал, что авторам драмы еще есть что сказать. И четвертым они сказали!
Марк Гейтисс и Стивен Моффат прекрасно понимали, что главных героев необходимо развивать. Причем не ментально, придумывая для них все более запутанные дела, а духовно. Дуэт вечно отстраненного Холмса и душки Ватсона в начале сериала притягивал своей невозможностью. Однако одним и тем же трюком притязательного зрителя долго удивлять не получится. Необходимо было вывести на первый план другого героя, который до этого был на втором. А именно — дружбу протагонистов. Ведь симбиоз — неотъемлемая часть реальной жизни: близкие люди очень быстро начинают влиять друг на друга. Углубиться в непростые взаимоотношения двух героев, взглянуть на них с разных ракурсов, а главное, проверить на прочность довольно жестокими и изощренными способами — на такую зыбкую почву создатели сериала в этот раз и поставили своих героев.
Поставили и не прогадали. Каждая вторая сцена — это выверенная до миллиметра проверка той самой почвы под ногами, игра на эмоциях зрителей и обман ожиданий со знаком «плюс». Камбербэтч и Фриман разыгрывают заданную партию блестяще — их любовь к собственным персонажам и удовольствие от смены курса чувствуется постоянно. Чего только стоит сцена, когда Ватсон и Лестрейд говорят о детях — капризных и несамостоятельных. Сможет ли гениальный сыщик уловить элементарный сарказм? Хватит ли ему «чертогов разума», чтобы вместить туда понятие дружбы? Явление такое простое для всех, но для поклонника рациональности совершенно нелогичное, и оттого сложное.
Помогают раскрывать героев «не вширь, а вглубь» и антагонисты сезона. Для того, чтобы увеличить нагрузку как умственную, так и эмоциональную, авторы вводят тех, кто может дать задачку посложнее и ударить побольнее. Злые гении, присутствующие в новых эпизодах, традиционно хитры и коварны. Отдельно стоит отметить мастера перевоплощения Тоби Джонса, чей герой со всех экранов заявляет о своем намерении совершить убийство. Не обошелся четвертый сезон и без преступного гения Джеймса Мориарти, гибель которого зритель видел в конце второго.
Но все это отходит на второй план, когда каждое новое дело становится вызовом преданности Холмса и Ватсона друг другу. Как говорится, чтобы показать человеку свое доверие, нужно дать ему в руки нож и повернуться к нему спиной. Волей сценаристов несколько раз главные герои оказываются в такой ситуации. Только вместо ножей у них пистолеты или, что намного опаснее, эмоции, которые могут затуманить взгляд. Режиссеры заставляют напряжение расти с каждым эпизодом, хрупкий мостик дружбы скрипит и в любой момент готов рухнуть, погубив обоих. После первой же серии сезона становится ясно: шутки кончились. А финал расставляет все по местам честно и однозначно. Это та самая точка невозврата, после которой уже ничего не будет как раньше.
Словом, смена акцента в новом сезоне выгодно отличает его от всех предыдущих. Погружая героев в мрачную атмосферу самокопания и сомнений, сценаристы показывают себя и одаренными психологами. Как по отношению к героям, так и по отношению к зрителям. Вовремя проведя сеанс психоанализа, они поняли, что нужно тем, кто находится по другую сторону экрана. Поняли и дали им это, а заодно и немало пищи для размышлений.
Четвертый сезон можно сравнить с героем, чье имя стоит в названии. Вначале он привлекал своей неприступностью и отчужденностью. Однако, по законам жизни, все то, что сперва манит, впоследствии приедается и вызывает отторжение. Чтобы этого не произошло с их шоу, Гейтисс и Моффат сменили акцент повествования, сохранив при этом привычную нам атрибутику. И сделали это настолько искусно, что заслужили только аплодисментов!